Н.А. Барсуков и В.П.Ларцев, 1955 год
Н.А. Барсуков и В.П.Ларцев, 1955 год

"Ларцев Владимир Павлович, врач и литератор". Так он написал на своей визитной карточке, подаренной Николаю Барсукову. Вместе они работали над написанием пьесы о Максиме Горьком. После смерти Николая Алексеевича, Ларцев опубликовал фрагменты незавершенной пьесы в газете "Нижегородская правда".

В центре Н.А. Барсуков. Фото Ивана Терехина - Соколова   24 декабря 1967 года
В центре Н.А. Барсуков. Фото Ивана Терехина - Соколова 24 декабря 1967 года
В редакции "Горьковской правды". Сентябрь 1960 года. В центре Булат Окуджава, крайний справа Николай Барсуков. Фото В.Храмцова
В редакции "Горьковской правды". Сентябрь 1960 года. В центре Булат Окуджава, крайний справа Николай Барсуков. Фото В.Храмцова
Аглая Климентьевна Анисенкова, Николай Алексеевич Барсуков, Николай Васильевич Никольский, Фото Ивана Терехина - Соколова.  Ориентировочно - 1956- 1957 гг.
Аглая Климентьевна Анисенкова, Николай Алексеевич Барсуков, Николай Васильевич Никольский, Фото Ивана Терехина - Соколова. Ориентировочно - 1956- 1957 гг.
Дмитрий Шостакович и Николай Барсуков. Фото В.Бородина. Март 1965 года
Дмитрий Шостакович и Николай Барсуков. Фото В.Бородина. Март 1965 года
Александр Александрович Касьянов, горьковский композитор, профессор консерватории, народный артист РСФСР. 1966 год
Александр Александрович Касьянов, горьковский композитор, профессор консерватории, народный артист РСФСР. 1966 год

У А.Касьянова и Н.Барсукова были очень теплые отношения. Барсуков  называл Касьянова по-дружески Сашкой.

 

Могилы А.А. и Н.А. расположены напротив друг друга на Бугровском кладбище Ниженего Новгорода.

Л.В. Мациевская, народная артистка ЧССР в роли Анны. "Бесталанная"
Л.В. Мациевская, народная артистка ЧССР в роли Анны. "Бесталанная"

Дарственная надпись на фотографии: "Глубокоуважаемым Николаю Алексеевичу Барсукову и его жене Валентине Алексеевне на добрую память милым людям города Горького от Лидии Мациевской".

Шестериков Михаил (15 января 1906 – 30 ноября 1974)
Шестериков Михаил (15 января 1906 – 30 ноября 1974)
Горьковский поэт Михаил Шестериков. Дружеский шарж художника Лиходеева. 1966 год
Горьковский поэт Михаил Шестериков. Дружеский шарж художника Лиходеева. 1966 год
Н.Болховитинов. Дружеский шарж Лиходеева. 1960 год.
Н.Болховитинов. Дружеский шарж Лиходеева. 1960 год.
Советский журналист Евгений Иванович Рябчиков, друг Николая Алексеевича.
Советский журналист Евгений Иванович Рябчиков, друг Николая Алексеевича.
Евгений Иванович Рябчиков
Евгений Иванович Рябчиков
Фотограф Иван Терехин - Соколов (слева), Середина 1950-х годов
Фотограф Иван Терехин - Соколов (слева), Середина 1950-х годов

ОБРАЗЦОВ, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1901-1992), русский актер, режиссер-кукольник. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий. Родился 22 июня (5 июля) 1901 в Москве, сын академика В.Н.Образцова. После окончания реального училища поступил во Вхутемас (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. В 1922-1930 актер Музыкальной студии МХАТа (с 1926 — Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), в 1930-1936 — МХАТа 2-го. В 1923 состоялось первое сольное выступление Образцова с куклами. До 1931 Образцов сочетал актерскую работу в музыкальном и драматическом театрах с концертной деятельностью.

В сентябре 1931 Образцов стал художественным руководителем вновь созданного Государственного центрального театра кукол. Первая премьера театра состоялась 17 апреля 1932 (спектакль Джим и Доллар по пьесе А.Глобы). Не сомневаясь в способности театра кукол быть нужным и полезным людям, Образцов верил, что драматургия нового театра должна рождаться вместе с театром, в процессе его поисков, экспериментов. За 60 лет работы в театре им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Драматургия постановок была взрывной и не слишком утонченной: Образцов увлекался пародией, оживлявшей представления для взрослых, впрочем, в равной степени обращенных и к детям. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран. Первый короткометражный кукольный фильм Образцова Глядя на луч полярного заката появился в 1938. Затем последовали документальные фильмы В Лондоне (1956), Повесть о пингвинах (1958), Кинокамера обвиняет (1968), Невероятная правда (1970) и др. Образцов осуществил постановки спектаклей По щучьему велению (1936) Е.Тараховской, Ночь перед Рождеством (1941) Е.Сперанского по повести Н.Гоголя, Король-олень (1943) Сперанского по пьесе К.Гоцци, Необыкновенный концерт (1946) Образцова, Илья Муромец крестьянский сын (1951) В.Курдюмова, Божественная комедия (1961) и Ноев ковчег (1968) И.Штока и др.

Президент Международного союза кукольников (1976-1984, с 1984 — почетный президент), профессор ГИТИСа (с 1973), член Союза писателей СССР, автор широко известных книг по вопросам искусства и публицистического характера (Актер с куклой, 1938; Моя профессия, 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон, 1956; Театр китайского народа, 1957, и др.), Образцов ставил спектакли, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса, пел романсы, выступал с сольными концертами, вел культурные программы на телевидении.

Умер Образцов в Москве 8 мая 1992. С целью освоения его богатейшего творческого наследия в 1998 был создан фонд С.В.Образцова, учредителями которого стали члены семьи Образцовых, а также деятели культуры, науки, представители делового мира, ГАЦТК им. С.В.Образцова.

 

Н.Барсуков, С.Образцов. Конец 50-х годов
Н.Барсуков, С.Образцов. Конец 50-х годов
А.Лугинин (слева), Н.Барсуков
А.Лугинин (слева), Н.Барсуков

Александр Иванович Патреев родился он 21 ноября 1900 года (по старому стилю) в бедной крестьянской семье в деревне Мещере Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Здесь, на Оке, в центре России, прошло детство будущего писателя. В пятнадцатилетнем возрасте его отправили в Н. Новгород к деду, стрелочнику. Он становился свидетелем бурных событий 1917 г. и перебирается в Лукоянов к дяде и поступает в ту самую гимназию, где через год начинает выходить вышеупомянутый журнал.

   В 1932 году в Нижнем Новгороде выходит сборник рассказов А. Патреева для детей «Крепнут звенья» под псевдонимом А. Мешеряк, потом очерк о Балахнинском леспромхозе «В зеленых цехах». В 1934 году краевое издательство публикует первое крупное произведение писателя - роман «Таблица Крафта», получивший впоследствии название «Глухая рамень». Через два года в этом же издательстве выходит сборник рассказов «Страна родная», а перед самой войной публикуется второе крупное произведение - роман «Инженеры» и готовятся к печати «Богатыри».

   Александр Иванович любил выступать в нижегородских газетах и журналах с проникновенным писательским словом. Многие его публикации были посвящены Лукоянову и лукояновцам. Он часто бывал в городе, где прошла его юность, где оставались его друзья. Они были героями его очерков, зарисовок, корреспонденции. В Лукоянове Александр Иванович проводил творческие встречи с читателями в районном Доме культуры, в библиотеках, беседовал с местными журналистами, бывал в учебных заведениях города, читал для студентов лекции о состоянии современного литературного творчества. Вот как он писал об этих поездках: «Лукояновцев я навещаю нередко, и всякий раз остаются неизгладимые впечатления».

   В последние годы писатель работал над новым романом «Незакатное солнце» («Аленушка»), в основу которого были положены драматические события обороны Могилева в 1941 году, в частности, трагическая судьба генерала Романова. Однако произведение так и осталось незаконченным: 20 февраля 1974 года Александр Иванович умер.

http://lukped.narod.ru/internet/lit_luk/patreev_new.htm

1902-1983
1902-1983

 

Николай Иванович Кочин родился в селе Гремячая Поляна Дальнеконстантиновского района Нижегородской области в семье крестьянина.

В первые послереволюционные годы работал в Комитете бедноты, был селькором газеты «Беднота». В 1924 году закончил Нижегородский педагогический институт, работал учителем. Печататься стал с 1925 года. Первым крупным произведением стал роман «Девки» о жизни крестьянства накануне коллективизации. Большая часть произведений Кочина связана с Нижегородским краем и родным селом. Писатель работал как в жанре беллетристики, так и в области публицистики, оставив множество фактов исторического и социологического характера о Нижегородском крае.

Был членом правления Союза писателей СССР, ответственным секретарем Горьковской писательской организации

 

 

ШИШИГИН, ФИРС ЕФИМОВИЧ (1908-1985), русский режиссер. Родился 17 (30) августа 1908 в деревне Борок-Городок Архангельской губернии в крестьянской семье. В 1922, будучи вожатым пионерского отряда, ставит написанную им пьесу Никита Богомаз. По комсомольской путевке в 1925 был направлен в Ленинградский техникум сценических искусств (впоследствии — Институт театра и кинематографии им. А.Островского) и поступил на режиссерское отделение (руководитель С.Радлов, педагоги В.Соловьев, С.Микульский). Окончил учебу в 1929. Творческую деятельность начал в Ленинграде — был режиссером Театра классических миниатюр (1928), организованного Шишигиным совместно с Г.Иониным и А.Прейсом в Ленинградском театре Юсуповскоо дворца. Первым и единственным спектаклем этого театра стал Театр Клары Газуль П.Мериме (главные роли исполнили Б.Чирков и Н.Черкасов). Театр прогорел, Шишигин снялся в кино в роли Филона (Сложный вопрос, режиссер Петров-Бытов). С 1929 по 1933 был режиссером Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМ). Совместно с М.Соколовским и А.Пиотровским написал оперетту Зеленый цех (музыка И.Дзержинского). Одновременно преподавал актерское мастерство в техникуме ТРАМа, заведовал массовым сектором Ленгострама. Руководил ТРАМом текстильной фабрики имени Ногина. С 1933 по 1945 был художественным руководителем театров Дальнего Востока (Уссурийского, Спасского, Владивостокского). Заведовал краевым отелом культуры во Владивостоке. Был репрессирован с 1937 по 1939. В театрах Дальнего Востока поставил спектакли: Разгром А.Фадеева, Чужой ребенок В.Шкваркина, Аристократы Погодина, Слава В.Гусева, День чудесных обманов Шеридана, Лжец К.Гольдони. В 1945 — главный режиссер Ставропольского краевого театра драмы имени Горького. В этом театре осуществил постановки: Старик Горького, Горячее сердце Островского, Русский вопрос К.Симонова. С 1947 по 1950 режиссер Московского театра драмы и комедии (спектакли Воробьевы горы А.Симукова, Шутники А.Островского, Снежная королева Е.Шварца), с 1950 по 1956 главный режиссер Волгоградского театра имени Горького. Работа в этом театре стала этапной для Шишигина. Поставил спектакли: Грозное оружие А.Липовского, Совесть Ю.Чепурина (за эти постановки стал Лауреатом Государственной премии в 1951), На дне Горького, Укрощение строптивой Шекспира и др. Именно на этой сцене под руководством Шишигина раскрылись таланты К.Синицына, И.Лапикова, И.Смоктуновского, Л.Макаровой, Р.Быковой, М.Горбатовой, Н.Соколова. После работы в Волгограде служил режиссером в Воронежском драматическом театре им. Кольцова. Наиболее значительной работой был спектакль Алексей Кольцов, в котором с наибольшей полнотой выражены режиссерские устремления. С 1960 — директор и главный режиссер Ярославского театра имени Волкова. На сцене волковского театра им были поставлены спектакли: Панфиловцы, Мятеж на Волге И.Назорова, Посольский дневник С.Дангулова, Человек и глобус В.Лавренева, Царь Юрий В.Соловьева, Печорин М.Волобринского.

В 1962 в Ярославле открылось театральное училище. Первый курс, набранный и руководимый Шишигиным, получил дипломы в 1966. Многие его ученики получили почетные звания, работают на Волковской сцене и других театрах России.

Умер Шишигин в Ярославле 25 мая 1985.

Израиль Борисович Гусман, Иван Семенович Козловский, Валентина Алексеевна и Николай Алексеевич Барсуковы. 1960-е годы.
Израиль Борисович Гусман, Иван Семенович Козловский, Валентина Алексеевна и Николай Алексеевич Барсуковы. 1960-е годы.

И.Б.Гусман родился в Нижнем Новгороде в семье известного музыкального критика Бориса Евсеевича Гусмана. Вскоре семья Гусмана переехала в Москву. В 1931 году Израиль Борисович закончил музыкальное училище им. Гнесиных и поступил на военно-дирижёрский факультет Московской консерватории. В годы учёбы он начал работать в оркестре Музыкального театра им. В.И. Немировича-Данченко, затем в оркестре Московской филармонии. В 1942 году Гусман был назначен руководителем оркестра 4-го Украинского фронта. Давал концерты для частей фронта и населения на Украине, в Польше, Чехословакии и Германии. В 1946 году Израиль Борисович стал лауреатом Всесоюзного смотра молодых дирижёров в Ленинграде. С 1946 по 1957 год он работал главным дирижёром Харьковского оркестра. Начиная с 1947 года Гусман сочетал исполнительскую деятельность с педагогической. У него дирижёрскому мастерству учились Ростропович М. и Спиваков В. С 1957 по 1987 год Гусман И.Б. возглавлял симфонический оркестр Горьковской (ныне Нижегородской) филармонии. Израиль Борисович - один из главных организаторов первого в СССР фестиваля "Современная музыка", который регулярно проводился с 1962 года. В 1963 – 1964 гг. Гусман работал в Большом театре, дирижировал операми "Пиковая дама" Чайковского П. и "Борис Годунов" Мусоргского М. Как приглашённый дирижёр, он выступал с крупнейшими симфоническими коллективами СССР (Государственным оркестром, Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения, оркестром Ленинградской филармонии, государственными оркестрами Украины, Белоруссии, Балтии и другими). В 1978 году Израиль Борисович Гусман стал народным артистом РСФСР, в 1981 году - профессором Горьковской консерватории.

КОЗЛОВСКИЙ, ИВАН СЕМЕНОВИЧ (1900-1993), русский певец (лирический тенор). Родился в селе Марьяновка (Киевская губерния) 11 (24) марта 1900. Выходец из крестьянской семьи, Козловский закончил Киевскую учительскую семинарию, а затем там же в 1919 — музыкально-драматический техникум. В 1916-1926 пел в передвижных оперных труппах, в частности в Полтаве и Харькове; в 1925 — солист Свердловского театра; в 1926 был принят в труппу московского Большого театра, солистом которого являлся до 1954 (дебютировал в партии Альфреда в Травиате Верди). В репертуаре Козловского насчитывалось ок. 50 оперных партий, в их числе его "коронные" роли русского репертуара: Юродивый в Борисе Годунове Мусоргского, Ленский в Евгении Онегине Чайковского, Владимир Галицкий в Князе Игоре Бородина, Царь Берендей в Снегурочке Римского-Корсакова. Исполнял он также партии западного репертуара, среди которых выделялись Лоэнгрин в одноименной опере Вагнера, граф Альмавива в Севильском цирюльнике Россини.

С 1919 и до последних лет жизни Козловский много выступал в концертах, преимущественно с программами русских старинных романсов, русских и украинских народных песен, камерной лирики русских композиторов (Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов). В 1938-1941 был организатором и художественным руководителем Государственного ансамбля оперы в Москве, с которым осуществил ряд постановок опер в концертном исполнении.

Голос Козловского — высокий (лирический) тенор красивого и очень индивидуального, сразу распознаваемого тембра; обладая счастливой внешностью, певец был в высшей степени артистичен (и на сцене, и на концертной эстраде) и, как крупные русские артисты старой школы, умел выразительно артикулировать текст. Пение Козловского было исключительно эмоциональным, иногда даже балансирующим на границе строгого вкуса (это случалось преимущественно в западном репертуаре). Зато его можно считать непревзойденным интерпретатором таких оперных партий, как Юродивый и Царь Берендей, и многих старинных романсов; в поздние годы Козловский также пел и записывал русскую духовную музыку.

Умер Козловский в Москве 24 декабря 1993.

"Милым Валентине Алексеевне и Николаю Алексеевичу с чувством дружбы и симпатии. Народный артист РСФСР Л.Утесов
"Милым Валентине Алексеевне и Николаю Алексеевичу с чувством дружбы и симпатии. Народный артист РСФСР Л.Утесов

Леони́д О́сипович Утёсов (настоящее имя Ла́зарь (Ле́йзер) Ио́сифович Вайсбе́йн; 21 марта 1895 — 9 марта 1982) —советский артист эстрады, певец и киноактёр, руководитель оркестра, народный артист СССР (1965) — первым из артистов эстрады был удостоен этого звания. Утёсов исполнял песни в различных жанрах, от джаза до городского романса.

Евгений Урбанский и Николай Барсуков со своими женами. 1962 год.
Евгений Урбанский и Николай Барсуков со своими женами. 1962 год.

Урбанский

Евгений Яковлевич (27.2.1932, Москва, – 5.11.1965), русский советский актёр, заслуженный артист РСФСР (1962). Член КПСС с 1962. В 1957 окончил Школу-студию МХАТа и вступил в труппу Московского драматического театра им. Станиславского (Ричард – "Ученик дьявола" Шоу и др.). Первая роль в кино – Василий Губанов ("Коммунист", 1958). Значительный интерес представляют роли: Инвалид ("Баллада о солдате", 1959), лётчик Астахов ("Чистое небо", 1961), шофёр Пронякин ("Большая руда", 1964). У. погиб во время съёмок фильма "Директор", в котором исполнял главную роль. Памяти актёра посвящен документальный фильм "Евгений Урбанский" (1968).

Лит.: Евгений Урбанский, М., 1968.

 

Алексей Сурков и Николай Барсуков на съёмках телепередачи. 1960 - е годы.
Алексей Сурков и Николай Барсуков на съёмках телепередачи. 1960 - е годы.

Алексе́й Алекса́ндрович Сурко́в (1 (13) октября 1899(18991013), деревня Середнево Рыбинского уезда Ярославской губернии, ныне Рыбинского района Ярославской области — 14 июня 1983, Москва) — русский советский поэт, общественный деятель, подполковник (1943), Герой Социалистического Труда (1969), дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1951).

Справа налево - Константин Симонов, Леонид Крайнов, Николай Барсуков. 1960 - е годы.
Справа налево - Константин Симонов, Леонид Крайнов, Николай Барсуков. 1960 - е годы.

Константи́н (Кири́лл) Миха́йлович Си́монов (15 (28) ноября 1915, Петроград — 28 августа 1979, Москва) — советский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (27 сентября 1974), лауреат Ленинской и шести Сталинских премий, член ЦК КПСС в 1952—1956 годах, депутат Верховного Совета СССР, заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР.

Аркадий Александрович Нестеров (1918-1999)
Аркадий Александрович Нестеров (1918-1999)

 

Аркадий Александрович Нестеров родился в Гжатске Смолен-ской области. Первоначальное музыкальное образование получил в Москве, будучи воспитанником взвода трубачей кавалерийского полка. В 1939 году окончил композиторское отделение музыкально-го училища имени Гнесиных (класс Е.О.Месснера), в 1948 - Мос-ковскую консерваторию по классу композиции профессора В.Я.Шебалина. Общение в годы учебы с этим выдающимся музы-кантом и другими корифеями отечественной музыки - Д.Д.Шостаковичем, Н.Я.Мясковским - оставило глубокий след в творческом сознании будущего композитора, оказало решающее воздействие на формирование его художественных взглядов.
С 1941 по 1946 год Нестеров в рядах Советской армии, участ-ник Великой Отечественной войны.
По завершении образования композитор в 1948 году приезжает в Горький, где протекает его последующая интенсивная творческая, педагогическая и общественная деятельность. Нестеров преподает в консерватории, заведует кафедрой теории музыки, а позже создан-ной им кафедрой композиции, руководит консерваторией в качестве ректора, ведет большую работу по воспитанию творческой молодежи.

 

Надпись на фото "Дорогому другу Коле, в день премьеры II симфонии в Сормове. 19.04.1964. А.Нестеров"

Илья Глазунов
Илья Глазунов

Надпись на фото:

"Дорогому чудесному человеку - Николаю Алексеевичу на память о нашей поездке в Городец с благодарностью и пожеланием счастья. Ваш Илья Глазунов. Москва. 3 февраля 1963 года."

ГЛАЗУНОВ, ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ (р. 1930), русский художник. Родился в Ленинграде 10 июля 1930 в семье ученого-экономиста. Учился в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (1951-1957). В 1957 переехал в Москву.

Известность в конце 1950-х годов принесли ему рисунки и картины из цикла Город, а в последующие десятилетия — цикл Вечная Россия, вереница национально-исторических образов, где "иконописная" стилизация сочетается с чертами стиля модерн и элементами агитплаката. Итогом серии стали гигантские картины-панно в духе "соборных" (т.е. многофигурных) икон, охватывающие не только российскую, но и мировую историю от древности до перестройки (Мистерии 20 века, 1977), Сто веков (1988) и Великий эксперимент (1990; все — собственность художника).

Художник исполнил также большое число официальных заказов: серии графической публицистики на темы Вьетнама (1967), Чили (1973), строительства Байкало-Амурской магистрали (1977), Никарагуа (1983-1984), а также много живописных парадных портретов (Индиры Ганди, Курта Вальдхайма, испанского короля Хуана Карлоса, папы Иоанна Павла II и других высоких особ). Портрет всегда был излюбленным жанром Глазунова; типичный пример — Русская красавица (живопись с инкрустацией старинным жемчугом, 1968, собственность художника). Многие его работы, в том числе книжные иллюстрации, навеяны образами Ф.М.Достоевского и других русских классиков.

В 1980-е годы Глазунов вел мастерскую портрета в Институте имени В.И.Сурикова. В 1986 возглавил созданную им Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Был художественным руководителем работ по реставрации Большого Кремлевского дворца (1996-1999). Автор мемуарно-публицистических и историко-художественных книг Дорога к тебе (1965), Наша культура — это традиция (1991), Россия распятая (1996), Русский интерьер (1998).

 

 

ХАЧАТУРЯН, АРАМ ИЛЬИЧ (1903-1978), армянский композитор, родился 24 мая (6 июня) 1903 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Он был четвертым сыном в семье бедного ремесленника. В детстве и отрочестве не выказывал особого интереса к музыке, но в возрасте 19 лет отправился в Москву в надежде стать музыкантом и в 1922 поступил в музыкальный техникум им. Гнесиных. Он занимался на виолончели, а затем перешел в класс композиции. Творческое становление Хачатуряна-композитора проходило в Московской консерватории в классе Г.И.Литинского (1929-1934). Такие сочинения, как Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932) и Первая симфония (1934), сразу обнаружили и выдающееся мелодическое дарование Хачатуряна, и его тяготение к артистичному и естественному соединению восточных народных мелосов и ритмов с традиционными европейскими формами. Среди его произведений — ряд концертов для солирующих инструментов с оркестром (фортепианный концерт, 1936; скрипичный концерт, 1940; виолончельный концерт, 1963); Вторая симфония (1943); два тематически связанных балета — Счастье (1939) и Гаянэ (1942), балет Спартак (1954); Поэма о Сталине для хора с оркестром (1938); музыка для спектаклей и кинофильмов. На основе балета Гаянэ были составлены три оркестровые сюиты, одна из которых включает всемирно известный Танец с саблями; еще одна популярная сюита состоит из фрагментов музыки к спектаклю Малого театра Маскарад по драме Лермонтова.

Умер Хачатурян в Москве 1 мая 1978.

Надпись на фото: "Валентине Алексеевне и Николаю Алексеевичу с глубоким уважением Арам Хачатурян 8.01.1961. г.Горький"